Ошибки при налоговой проверке, приводящие к проблемам

////Ошибки при налоговой проверке, приводящие к проблемам

Ошибки при налоговой проверке, приводящие к проблемам

Как при налоговой проверке налогоплательщики создают себе проблемы?

Они делают это своими собственными действиями (или наоборот бездействием).

Для этого можно:

  • совсем не отвечать на требования налоговиков, не давать им пояснения и не представлять документы — их же лучше принести потом в суд. При этом многие налогоплательщики ошибочно полагают, что все доказательства своей правоты надо держать при себе в тайной папке, а налоговикам давать потом, при разрешении дела в суде. Но суды к такому относятся негативно, они не собираются вместо налоговиков разбирать ваши документы. Все чаще судьи задают вопрос налогоплательщикам, которые представляют документы, ранее не представленные в ходе налоговой проверки, почему вы их не представляли раньше,
  • давать противоречивую информацию — главное запутать налоговый орган. У налоговиков много работы, людей мало, им некогда разбираться в особенностях нашего бизнеса. Но не забывайте, что все противоречия будут использованы против вас. И если их не заметит налоговая, их обязательно увидит суд. И тогда вы в глазах суда уже будете выглядеть недобросовестно, а ваши доводы будут пропускаться мимо ушей. Более того, предоставление противоречивой информации может свидетельствовать о необоснованности и недостоверности вашей позиции. Налоговый орган будет с радостью использовать против вас любые разногласия в представленных доказательствах,
  • доверить ведение проверки бухгалтеру и слепо верить всему, что бухгалтер говорит. Бухгалтер же знает, как вести учёт и из чего состоят итоговые цифры в декларация, поэтому бухгалтеру надо доверять. Но! Бухгалтер не семирукий супермозг. У бухгалтера много текущей работы, поэтому может что-то забыть, упустить или не так воспринимать информацию. К сожалению бывает и так, что бухгалтер не представляет руководителю полной или правдивой информации о ходе проверки и состоянии дел. Часто предоставляются пояснения без сопоставления их содержания со всеми обстоятельствами и документами, которые уже представлены, а также которые могут быть получены налоговым органом. В результате что-то исправить становится крайне сложно, а часто — невозможно,
  • слепо доверять сотрудникам, которых пригласили на допрос в налоговую. А что? Они или ничего не знают, или у нас все отлично, нечего скрывать! Но! Допрашивают прежде всего уволенных, а ещё лучше тех, которые уволились с осадком (для этого налоговики уточняют у человека причины увольнения). Кроме того, сотрудник может что-то приврать, приукрасить или по незнанию ляпнуть, не подумав (это не редкость!) . А ещё бывает, что налоговики сами подводят к нужной мысли: ну было же так, правильно? Вы же это хотели сказать? И записывают в протокол то, что им нужно, а допрашиваемый просто подтверждает это своей подписью.

Это лишь некоторые моменты, которые приводят к фатальным проблемам при налоговой проверке.

Что можно и нужно предпринять, чтобы избежать таких ошибок?

Важно вести постоянный мониторинг налоговых рисков и периодически смотреть на бизнес с точки зрения этих рисков «со стороны». Очень хорошо в этом помогают сторонние специалисты, проводящие аудит налоговых рисков. Внутренние сотрудники часто не видят проблемные зоны не потому, что не хотят и не умеют, а потому, что они погружены в текущую работу, их взгляд на дела «замылен».

Важна подготовка к возможной проверке еще до ее назначения: проверка наличия необходимых документов и обоснования, правильности учёта, обоснованности бизнес-процессов, порядка их выполнения, задействованных ресурсов и т.п. Да, можно долго рассуждать на тему того, что бизнес должен зарабатывать деньги, а не заниматься розыскными мероприятиями. Но действительность сейчас такова, что бизнес должен сам позаботиться о своей безопасности, в том числе и в налоговой сфере. Дополнительно также отмечу, что подобная подготовка также помогает определить экономическую эффективность и целесообразность применяемых вами бизнес-процессов, найти способы повышения их результативности, упростить и оптимизировать для достижения деловых целей (а не целей налоговой экономии!!!).

Важно, чтобы ответы налоговикам проверялись на предмет возможных рисков (что там себе подумает налоговая), противоречивости и достоверности сведений (информация должна соответствовать документам, особенно уже предоставленным налоговому органу когда-либо, и не противоречить им). Не забывайте сопоставлять свои ответы с их влиянием на любую часть вашего бизнеса (например, иные структурные подразделения, иные компании), а также на налоговые обязательства в разных периодах и по разным налогам (ответ по одному налогу или периоду может повлечь негативные последствия для другого налога или периода). К примеру, в нашей практике встречаются случаи, когда из-за необдуманных действий в рамках проверки одной компании в группе лиц повлекли за собой налоговые проблемы для всех других компаний. Не забывайте и о предусмотренной налоговым законодательством возможности возложения исполнения налоговой обязанности на иное лицо (на материнскую, дочернюю или сестринскую компанию), о возможности субсидиарной ответственности, а также перевода долга на иную компанию, когда вы перевели на нее свой бизнес.

Сопровождение налоговой проверки сторонним специалистом поможет трезво оценивать ситуацию, правильно реагировать на возникающие вопросы, контролировать законность процедуры проверки и фиксированная результатов мероприятий контроля.

Обязательно сохраняйте всю переписку с налоговыми органами, в т.ч. и документы в той редакции, в которой вы их предоставляете. Ее не обязательно хранить на бумаге, но оставляйте хотя бы скан-копии. На практике бывают ситуации, когда бухгалтеры в ответ на запрос налогового органа формируют какой-то документ (например, отчет, оборотно-сальдовую ведомость, карточку счета и т.п.), представляют его в налоговый орган и не оставляют себе копию. Через какое-то время в документ вносится некоторое количество изменений. Впоследствии при разрешении налогового спора у компании не остается документ именно в той редакции, которая была предоставлена в распоряжение налогового органа. Поэтому при получении документов в новой редакции налоговый орган обращает внимание на их противоречие ранее представленным документам. В суде данная ситуация вряд ли будет применена в вашу пользу.

Все изложенное основано на практике разрешения налоговых споров. Многие компании и их «хорошие» сотрудники помогают закопать бизнес, даже тогда, когда, казалось бы, видимых причин для налоговых проблем совсем нет.
Не экономьте на своевременной поддержке налоговых проверок и аудите налоговых рисков. Чем раньше вы доверитесь хорошему специалисту, тем больше шансов выйти из проверки с минимальными потерями или вовсе без них.

image_pdfimage_print
Управляющий партнер Правового центра СМПрофи, консультант по налогам и сборам. Практикующий юрист с опытом более 18 лет. Специализация: налоговые споры, построение юридической структуры бизнеса.