Суд отказал в привлечении к ответственности наследников бывшего директора по долгам компании

////Суд отказал в привлечении к ответственности наследников бывшего директора по долгам компании

Суд отказал в привлечении к ответственности наследников бывшего директора по долгам компании

Арбитражный суд Камчатского края рассмотрел заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в рамках арбитражного дела № А24-935/2018 (определение от 20 июня 2019 года).

У должника за некоторое время до банкротства изменился участник и директор.

В рамках этого дела управляющий требовал взыскать долг с последнего генерального директора, являющегося и последним единственным участником компании-должника, а также с предыдущего генерального директора (участника) и его наследников в связи с его смертью.

Суд признал нового и предыдущего участников, которые были также поочередно генеральными директорами, контролирующими должника лицами, т.е. лицами, к которым могут быть предъявлены требования о субсидиарной ответственности.

Заявленными основаниями для ответственности была непередача бухгалтерской и иной документации должника, что не позволило управляющему оценить возможность формирования конкурсной массы, выявить дебиторов, установить правовые основания выбытия имущества должника.

Суд отказал в удовлетворении требований.

Отказывая в удовлетворении требований последнему генеральному директору (участнику), суд отметил следующее:

  1. Для привлечения к ответственности необходимо установление факта отсутствия либо искажения бухгалтерской документации должника, невозможность либо затруднительность формирования конкурсной массы и наличие правовой связи между названными фактами.
  2. При осуществлении арбитражным управляющим своих полномочий активы у компании-должника, дебиторская задолженность, сделки, которые подлежат оспариванию в порядке Закона о банкротстве, не выявлены.
  3. Непередача документации должника не привела к затягиванию процедуры банкротства, невозможности проведения анализа финансового состояния должника, анализа сделок должника. Напротив, временным управляющим были получены документы у третьих лиц, в том числе у уполномоченного органа, регистрирующих органов, банков.
  4. Само по себе абстрактное указание на лишение конкурсного управляющего возможности формирования конкурсной массы, выявить дебиторов, установить правовые основания выбытия имущества должника, не может служить достаточным основанием даже при столь пассивном процессуальном поведении ответчиков для привлечения их к субсидиарной ответственности, отвечающей критерию исключительности.
  5. Из материалов дела не следует наличие причинно-следственной связи между непередачей (искажением) последним генеральным директором конкурсному управляющему документации должника и затруднительностью проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, невозможностью выявления активов должника, формирования конкурсной массы и как следствие невозможностью удовлетворения требований кредиторов.

В отношении предыдущего генерального директора, который к моменту вынесения определения скончался, суд производство по делу прекратил в связи с его смертью.

Суд отказал в привлечении к ответственности его наследников, отметив следующее:

  1. Управляющим не доказано, что предыдущий участник и генеральный директор располагал бухгалтерской и иной документацией.
  2. Субсидиарная ответственность предполагает возложение на лицо негативных последствий имущественного характера при совершении этим лицом виновных действий. Следовательно, такого рода последствия не могут быть возложены на иное лицо, которое не совершало соответствующих виновных действий и поэтому не может за них отвечать, в том числе и унаследованным имуществом.
  3. Учитывая, что основанием для привлечения к субсидиарной ответственности умершего предыдущего генерального директора является неисполнение лично обязанным лицом полномочий руководителя должника, поэтому данные правоотношения неразрывно связаны с его личностью и не допускают правопреемства. В связи с этим его обязанность как руководителя должника нести субсидиарную ответственность по отношению к кредиторам общества прекратилась в связи с его смертью.
  4. Требования о привлечении к субсидиарной ответственности тесно связаны с личностью контролирующего лица и не могут распространяться на его наследников.

Указанное определение не было обжаловано в вышестоящие инстанции и вступило в законную силу.

image_pdfimage_print
Управляющий партнер Правового центра СМПрофи, консультант по налогам и сборам. Практикующий юрист с опытом более 18 лет. Специализация: налоговые споры, построение юридической структуры бизнеса.