Данная тема достаточно непростая, требует анализа в каждой конкретной ситуации, но есть несколько моментов, которые можно обозначить.
Часто на требования отвечают бухгалтеры, которые загружены своей текущей работой. Особенно плохо, когда требований за короткий промежуток времени приходит много.
Есть и психологическая сторона этой темы: как правило, лицо, получившее требование (я имею ввиду конкретного гражданина – будь то бухгалтер, либо просто гражданин или индивидуальный предприниматель, у которых бухгалтера нет), начинает напрягаться, подозревать что-то неладное. От этого возникает желание побыстрее ответить так, чтобы отстали.
Однако важно хорошо подумать, какие последствия предоставления той или иной информации и документов возникнут не только о того, другого налогоплательщика, но и у вас.
Любая информация, полученная налоговым органом, сохраняется в базах данных и используется потом, когда нужно.
Опыт разрешения налоговых споров показывает, что бездумно предоставленная информация порождает значительные правовые риски (налоговый орган использует такую информацию против налогоплательщиков!). Сюрпризы могут появиться неожиданно, в каком-нибудь акте налоговой проверки в будущем.
Поэтому ответы на требования необходимы тщательно продумывать, моделировать их последствия.
Требования о предоставлении документов и информации можно разделить на несколько категорий, но основные:
- в рамках налоговой проверки (статья 93, пункт 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ),
- вне рамок налоговой проверки (пункт 2 статья 93.1 Налогового кодекса РФ).
Отличие состоит в объеме запрашиваемых документов и информации, сроках предоставления.
Во время налоговой проверки налоговый орган может фактически запрашивать все, что считает необходимым:
- у самого проверяемого налогоплательщика,
- у иного лица.
Требование может быть направлено любому лицу (как организации, так и гражданину).
Важное условие – запрашиваемые документы и информация должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Но в этом есть важный нюанс – именно налоговый орган, а не лицо, которому направлено требование, определяет, насколько запрашиваемые документы должны иметь отношение к налогам. Поэтому суды часто не поддерживают налогоплательщиков в спорах о том, можно ли было не отвечать налоговому органу или не давать какие-то документы.
Проверяемый налогоплательщик должен ответить на требование в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (срок исчисляется, начиная со следующего дня после получения требования, например, требование получено 19.08.2024г., срок начинает исчисляться с 20.08.2024г. и заканчивается 02.09.2024г.).
За непредставление документов в установленный срок предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Пример из практики. Налоговый орган запросил у предпринимателя документы, в том числе путевые листы, которые были представлены, но с нарушением срока. Сумма штрафа составила 441 050 руб., поскольку не было в срок представлено 17 642 документа (изначально сумма штрафа 3 528 400 руб., но была снижена в 8 раз). Суд оставил штраф в силе (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.07.2024г. по делу А19-16295/2023).
В подобной ситуации я бы рекомендовал воспользоваться правом на продление срока предоставления документов. В течение дня, следующего за днем получения требования, налогоплательщик праве направить налоговому органу уведомление о невозможности представление документов в установленный срок с указанием причин и о сроках, в течение которых лицо может представить документы.
В ответ на такое уведомление налоговый орган выносит решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов. Как правило налоговый орган идет на встречу, увеличивает сроки (в моей практике максимально давали месяц).
В некоторых случаях налоговый орган корректирует свое требование, уменьшает перечень истребуемых документов.
Так, в нескольких случаях, нашим клиентам вместе с решением о проведении налоговой проверки вручались требования о предоставлении большого объема документов (как правило просят копии абсолютно всех документов за проверяемый период). Мы подготовили ответ, в котором провели расчеты не только невозможности представления такого количества документов в короткий срок, но и о существенности срока подготовки документов и их последующего анализа налоговым органом.
Пример из практики: для подготовки копий документов потребуется более 40 000 минут, или 667 часов. Если привлечь двух сотрудников, то одному человеку понадобится только на сканирование 334 часа, или 42 рабочих дня. налогоплательщик вынужден будет формировать пакеты документов так, чтобы система электронного обмена документами могла пропустить соответствующий объем информации. Такая обработка документов потребует дополнительно не менее 167 часов (по 1 минуте на каждый документ), т.е. 21 рабочий день. Для изучения представленных документов потребуется не менее 10 000 минут, или 167 часов, или 21 рабочий день. Такой подробный анализ приводился в письме о продлении сроков представления документов.
Иные лица также обязаны предоставлять документы по требованию налогового органа на основании п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ.
В этом случае условиями обоснованности требования являются:
- наличие документов и информации у такого лица,
- документы и информация должны относится к деятельности проверяемого налогоплательщика, в отношении которого истребуются документы.
Лицо, которое получило требование о предоставлении документов в отношении иного налогоплательщика в связи с налоговой проверкой в отношении него, обязано ответить на требование в течение 5 рабочих дней.
Нередко налоговые органы просят дать не только документы о проверяемом налогоплательщики, но и все документы, касающиеся деятельности лица, которому направлено требование.
В последнем случае можно деликатно ответит налоговому органу о незаконности его требований и о праве не исполнять такое требование. Но рекомендую также в своем ответе просить уточнить перечень документов и основания для их истребования.
Требование вне рамок налоговой проверки отличается составом документов, которые могут попросить.
Существенным условием для законности такого требования пункт 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ предусматривает отношение истребуемых документов к конкретной сделке.
Степень конкретизации сделки также вызывает различного рода споры.
Например, суды признали достаточной конкретизацией указание в требовании на представление копии договора на оказание консультационных услуг от 20.12.2016, копии актов выполненных услуг за 2018-2020 годы, копии документов, подтверждающих оплату за 2018-2020 годы (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2024г. по делу А12-24760/2023).
Но иногда суды поддерживают налогоплательщиков.
Например, в деле А40-195835/2022 суды установил, что затребованные у организации документы и сведения касаются либо абсолютно посторонних лиц (не связаны с лицом, в отношении которого истребуются документы), либо относятся исключительно к деятельности самого общества, то есть заявитель не мог предоставить налоговому органу запрашиваемую информацию, так как она никоим образом не касается проверяемого налогоплательщика. Суд также отметил, что в требовании отсутствует указание на цепочку контрагентов и цепочку взаимодействия для обоснования требования (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2023г. по делу А40-195835).
Срок ответа на требование на основании п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ – 10 рабочих дней.
За отсутствие ответа или нарушение срока в таком случае также предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Таким образом отвечать на требования нужно всегда, но разумно. Крайности (не отвечать или давать все) могут привести к негативным последствиям.
Некоторые рекомендации, основанные на нашей практике подготовки ответов на требования:
- если вопрос сформулирован неясно, либо не понятно, какой документ просят предоставить, обязательно просите уточнения,
- если просят подготовить документ, обязательность которого не предусмотрена законом, просите уточнить, на основании каких правовых норм вы должны подготовить такой документ,
- просите обосновать предоставление документов, которые налоговый орган просит специально создать (например, справка с таблицей расчета затрат, оборотно-сальдовую ведомость с определенной степенью конкретизации, не предусмотренной учетной политикой, журналы, составление которых не предусмотрено законом или договорами, и т.п.).